top of page

Йога дла детей

Когда?

Есть много разных мнений о том, в каком возрасте детям лучше начинать практиковать йогу. После наблюдения и изучения подходов разных традиционных школ можно обобщить так: оптимальный возраст для начала изучения поз йоги и простых дыхательных упражнений под руководством учителя — восемь лет. В 12 лет к этому прибавляются более сложные дыхательные практики и некоторые очистительные процедуры.

С четырех до восьми лет дети тоже занимаются, но к ним особое, менее требовательное отношение в плане четкости выполнения указаний. С малышами до четырех лет в основном делают гимнастические и массажные движения – играют в йогу. Такое деление на возрастные группы полностью соответствует пониманию процессов роста и развития детей современными врачами и психологами.

Как?

К детям нужен совсем иной подход, чем ко взрослым. В отличие от взрослых, дети не хотят следовать непонятным инструкциям и слушать объяснения, удерживать позу и пытаться выполнить ее правильно. Все, чего им на самом деле хочется, – это играть и веселиться. «Дети живут в настоящем, – пишет Марша Вениг (основательница метода YogaKids), – это настоящее движется стремительно и быстро, и еще быстрее возникают вопросы: почему поза Собаки называется Собака, если она совсем на собаку не похожа? Собаки лают, кусают лапы, поднимают ногу и метят территорию – разве они стоят вот так, как какая-нибудь палатка крышей вверх?»

«Часто говорят, что дети все впитывают как губка, и это правда, но каждый из них – это особенная губка, непохожая на другие, – пишет Марша. – Дети двигаются, разглядывают, слушают, трогают и даже поют в то время, когда, по сути, они получают и переваривают новую информацию. Только используя все эти пути, мы можем помочь нашим детям развивать каждую частицу их ума, тела и духа. Все дети учатся по-разному, нет и двух детей, путь к знаниям у которых был бы абсолютно одинаков».

В теории…

Поэтому система занятий йогой с детьми построена на теории гарвардского ученого, доктора психологии Говарда Гарднера о мно¬жест¬вен¬но¬сти интеллекта. В своих исследованиях Гарднер обозначил восемь типов интеллекта, присущих людям: вербально-лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, музыкально-ритмический, телесно-кинестетический, внутриличностный, межличностный и естествознательный. По сути, это восемь путей, которыми мы познаем окружающий мир, и восемь путей обучения детей. Вербально-лингвистический, например, подразумевает способности к чтению, письму и другим способам вербального общения. Детям-лингвистам нравится складывать рифмы, они разговорчивы, любят шутить и рассказывать истории. Музыкально-ритмический тип интеллекта обусловливает способность детей распознавать ритм и мелодию, играть на музыкальных инструментах, петь. Исполь¬зуя именно этот тип интеллекта, большинство детей запоминает алфавит. Музыка и ритм могут стать мощными помощниками в запоминании. Межличностный интеллект – это способность общаться, чувствовать общность и встраиваться в коллектив. Такие дети легко очаровывают других, они любят играть в компании и находиться в обществе.

А как их понять?…

Определить, какие из восьми интеллектов по Гарднеру наиболее проявлены в ребенке, довольно просто: если внимательно наблюдать за его поведением и реакциями, довольно быстро становится понятно, что перед нами – маленький лингвист, или математик, или природовед, или все вместе взятое. В каждом человеке спокойно уживается множество природных талантов и типов интеллекта, которые ребенок, особенно дошкольник, щедро проявляет при любой возможности. Но с началом обучения в школе свободного времени становится все меньше, поэтому детям приходится выбирать из множества интересов всего один или два. Остальные таланты из активного пользования понемногу уходят «в запас». Да и в дошкольном возрасте часто бывает так, что родители уделяют внимание одним сторонам развития в ущерб другим.

На практике…

На занятиях йогой у ребенка снова появляется возмож¬ность почувствовать свою многогранность. Дви¬же¬ние – это самое естественное для ребенка состояние, и практика хат¬ха-йоги дает большой простор для исследования воз¬мож¬но¬стей своего тела. Именно отсутствие свободы движения (а также отсутствие телесного контакта с родителями), по мнению многих детских психологов, является одной из причин нарушений поведения и других детских проблем. Благодаря практике йоги в ребенке вновь пробуждается способность учиться, полностью реализуя природные таланты. А чтобы занятие было интересным для всех, преподаватель использует так называемые элементы метода. Всего их четырнадцать, и чем большее количество задействовано на уроке, тем больше вероятность, что каждый ребенок найдет свой «ключик» к знаниям йоги и сможет выразить себя на занятии по-своему. В Триконасане (позе Тре¬уголь¬ни¬ка), например, одним больше нравится представлять себя мощной египетской пирамидой (используется элемент «Визуальные виньетки»), других увлекает процесс подсчета сотен лет (элемент «Милая математика»), которые простояла пирамида, третьим любопытно звучание счета на разных языках (элемент «Смехолингвистика»). В элементе «Алмазное ожерелье» включаются межличностный (чув¬ство единения с другими) и внутриличностный (чувство связи со своим внутренним миром) типы интеллекта. Детям объясняют, что каждый из нас похож на сияющий алмаз – уникальный, многогранный и неповторимый, каждый человек талантлив по-своему. Совместная практика йоги создает прочную «ниточку», на которую алмазы нанизаны в ожерелье.

Эта ниточка связывает нас с природой, с семьей, с учителями, с нашим собственным телом, умом и душой. Элемент «Мостики для мозга» улучшает взаимодействие между дыхательной, нервной и эндокринной системами нашего организма. Сочетание дыхательных техник, асан и других специальных упражнений приводит в равновесие работу обоих полушарий мозга и желез внут¬рен¬ней секреции. Например, в уп¬раж¬не¬нии «Циферблат» круговые движения глаз активизируют работу мозолистого тела мозга и, как следствие, улучшают работу всего мозга.

В элементе «Афоризмы для ха¬риз¬мы» используются позитивные выска¬зы¬ва¬ния для поддержания внеш¬не¬го и внутреннего миролюбия, уверенности в себе, радости, честности и со¬стра¬да¬ния. Например, в серии поз Воина физическая сила и упорство укрепляются словами: «Сила во мне! Смелость во мне! Крепко стою я на этой земле!» Элемент «Поиски спокойствия» выводит на первый план глубинные, внутринаправленные аспекты практики йоги: медитацию, концентрацию внимания, дыхание, расслабление. Дети учатся использовать йогу для успокоения и отдыха. Наравне с умением читать и писать умение расслабляться сослужит детям хорошую службу на протяжении всей жизни.

Как взрослые…

Несмотря на адаптированные к дет¬скому типу мышления названия асан, по структуре детское занятие мало чем отличается от типичного сбалансированного занятия для взрослых. Начинается урок с настройки на практику, затем следует разминка, например суставная гимнастика плюс дыхательные упражнения, потом – несколько кругов Сурья Намаскар (комплекса Приветствия солнцу), а за ними позы стоя, наклоны, скручивания, прогибы и перевернутые позы. Заканчивается занятие Шавасаной. Так же как и на взрослых занятиях, соблюдается принцип компенсации. После Стойки на руках, например, идет расслабление в позе Ребенка, за Сарвангасаной (Стойкой на плечах) следует обязательный отдых в Матсиасане (позе Рыбы).

Про физкультуру…

Дети выполняют классную или домашнюю умственную работу быстрее и качественнее после физической активности. Такой активностью в нашем случае выступает йога. Она отличается от других способов физического развития тем, что, во-первых, исключает соревнования, а значит, вероятность травм и стресса, и во-вторых, движения йоги в сочетании с особым ритмом дыхания задействуют организм в целом, прорабатывают все направления подвижности суставов, глубокие и поверхностные мышцы, а также воздействуют на внутренние органы.

Про жизнь...

Нужна ли йога нашим детям? Жизненно необходима! Чем больше и многолюднее становятся города, чем дальше мы отодвигаемся от природы, чем больше работы и меньше времени становится у родителей на семейное общение, тем заметнее это чувство нашей оторванности от главного. Результат такого развития событий — бесконечные детские болезни, капризы, агрессия, неуверенность и страхи. Ребенок уже не чувствует себя под защитой этого мира — ему приходится защищаться самому. Постоянные сравнения себя со сверстниками или выдуманными персонажами журналов и кино, еда на скорую руку, включенный телевизор и компьютер постепенно опустошают золотой запас сил даже на обычные повседневные дела. Проснуться утром или лечь спать вечером становится целой проблемой. Колесо замыкается вокруг маленькой бегущей белочки. Практика йоги в семье, школе или студии может стать одним из путей выхода из этого колеса, ведь через работу с телом и его ощущениями йога возвращает к изначальному равновесию также и ум, и чувства. Занятия йогой помогут построить прочный фундамент для успехов в учебе, спорте, искусстве и отношениях с семьей, ровесниками и учителями. Кроме того, занятия прибавят детям физического здоровья и помогут избежать таких частых проблем, как нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие, подростковая депрессия.

В статье использованы выдержки из книги "Детская практика" Виктории Занкиной и «YogaKids – йога как путь всестороннего развития ребенка» Марши Вениг.

bottom of page